Ирада Аюпова: Коллекция Павла Филонова в большей степени раскрывает богатство нашей коллекции

27 ноября 2019 г., среда

В Культурно-выставочном центре Русского музея в Казани на базе Галереи современного искусства ГМИИ РТ открылась выставка произведений Павла Филонова и его учеников «Глаз видящий, глаз знающий» из собрания Русского музея (Санкт-Петербург).

В церемонии открытия приняли участие министр культуры РТ Ирада Аюпова, заместитель директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина.

Павел Филонов – один из художников русского авангарда. На выставке в Галерее современного искусства представлено более 20 живописных и 40 графических его работ.

 «Приезд этой выставки в Казань - это необыкновенное событие, потому что большая часть работ художника находится в Русском музее, и показывают их довольно редко», — подчеркнула директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева.

«У нас у самих потрясающая коллекция русского авангарда. Коллекция Павла Филонова в большей степени раскрывает богатство нашей коллекции. Самая главная задача этого проекта, этой выставки – научиться читать замысел автора, который трактуется нетривиально, а за счет образов и символов», - подчеркнула министр культуры РТ Ирада Аюпова в своем выступлении.

«На протяжении всей жизни манера письма у художника была разной, и на экспозиции трудно выделить какие-нибудь работы, потому что все они принадлежат к разным периодам многогранного творчества художника», — сказала заместитель директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина.

Павел Филонов (1882-1941) – один из самых загадочных художников русского авангарда, он – автор аналитических «живописных формул», одну из которых, знаменитую «Формулу весны» увидит и казанский зритель.

Основные принципы его аналитического метода состоят в том, что картина развивается как живой организм – от частного к общему, словно растет за счет деления клеток, каждая из которых обладает своей сложной организацией. «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом», – писал он. Филонов осмелился нарушить один из важнейших авангардистских принципов – он никогда не отрицал классического искусства и не воевал с ним. В его работах всегда можно найти следы этого искусства – и хронологически близкого, вроде модерна и символизма, и гораздо более раннего, вроде Босха.

Вторая часть выставки знакомит с творчеством самых преданных его последователей, самых настоящих учеников, которые самоотверженно шли за ним, поддерживая его «мастерскую аналитического искусства (МАИ)». Среди учеников Филонова, представленных на казанской выставке вместе с ним – Т. Глебова, А. Порет, Б. Гурвич, С. Закликовская, А. Сашин, В. Сулимо-Самуйло, П. Кондратьев и другие.

Украсило открытие выставки выступление камерного оркестра «Новая музыка». Художественный руководитель и дирижёр заслуженная артистка РТ Анна Гулишамбарова.

Посетить выставку «Глаз видящий, глаз знающий» можно будет до 23 февраля.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International