Президент России В.В. Путин провел "Прямую линию" с гражданами России

26 октября 2006 г., четверг

В среду, 25 октября, Президент Российской Федерации Владимир Путин ответил на вопросы граждан в рамках своего ежегодного общения с россиянами в прямом эфире. Передачу "Прямая линия с президентом" транслировали федеральные каналы "Первый" и "Россия", а также телеканал "Вести 24" и радиостанции "Маяк" и "Радио России". Прием вопросов к президенту был начат 21 октября по интернету, многоканальной телефонной линии и в виде sms-сообщений. К концу прямого эфира к организаторам телеконференции поступило 2334043 вопросов от граждан, в том числе 2236312 по телефону и 97731 через интернет. Мы предлагаем вам часть стенограммы прямой линии с Президентом, в которой он отвечает на вопросы, заданные жителями Республики Татарстан.

 

 

Екатерина Андреева (ведущая): Мы продолжаем нашу прямую линию. Наши телевизионные станции сегодня расположены в десяти населенных пунктах, и сейчас у нас на связи республика Татарстан, город Набережные Челны. Там работает наш корреспондент Илья Канавин. Илья, пожалуйста, мы ждем вопросы.

Илья Канавин: Здравствуйте, Владимир Владимирович, здравствуйте, Екатерина, добрый день Сергей. Город, который был построен для завода. Так было 35 лет назад, появился КамАЗ, появились Набережные Челны. Мы на КамАЗе, мы прямо перед главным сборочным конвейером, здесь машины, здесь в, том числе, пожалуй, лучший грузовик в мире - это грузовик команды "КамАЗ-Мастер", которые выграли "Париж-Дакар" и сделали это в шестой раз. И эта машина, Владимир Владимирович, вам знакома не только поэтому, что вы сидели за рулем этого болида. Естественно, думаю, что первый вопрос будет об автомобилях, было бы странно если бы это было не так. Есть вопросы об автомобилях?

Голоса из толпы: Есть.

Владимир Карабцев, Набережные Челны, работник КамАЗа: Добрый день, Владимир Владимирович.

Путин: Добрый день.

Карабцев: Я Карабцев Владимир Сергеевич. На КамАЗе работаю 25 лет. Мне очень обидно, что в наши дни Южная Корея чуть ли не одна из ведущих автомобильных держав мира. А дело в том, что у них существуют запретительные меры и пошлины на ввоз готовых собранных автомобилей, у них разрешена только сборка. Что же касается России, то к нам и ввозятся, и продаются как правило подержанные автомобили, которые уже непригодны для эксплуатации в Европе. В связи с этим у меня возникает такой вопрос: не пора ли и нам вводить жесткие запретительные меры по ограничению ввоза подержанной техники, не превращать Россию в свалку этой техники, а ездить на своих дешевых и конкурентоспособных автомобилях? Спасибо за ответ.

Путин: Владимир Сергеевич, хорошо, что ваш ответ прозвучал в эфире, потому что ведь в нашей стране достаточно много людей, которые возражают против принятия запретительных, заградительных мер по завозу в Россию автомобилей импортного производства, прежде всего подержанных. Потому что, потому что значительная часть нашего населения, которая хочет пользоваться автомобильным транспортом в нашей стране, так же как и во многих других индустриально развитых странах, машины это не роскошь, а средства передвижения. Мы все больше и больше в этом убеждаемся. У нас автолюбителей все больше и больше становится. Но вопрос в том, как организовать свое собственное производство. И здесь, я думаю, нам не нужно с вами завидовать южнокорейцам, нужно просто проводить внятную политику развития самого... внутри страны автомобильного производства. И я должен сказать, что я доволен в целом, в целом. Есть, конечно, и сбои, но в целом я доволен той линией, которая сейчас выбрана правительством по этому направлению. Что, собственно говоря, делается? Привлека... Мы, правительство ограничило, и вы знаете об этом, завоз автомобилей, подержанных автомобилей определенного срока. Но полностью, я считаю, неправильно запрещать. Потому что надо дать возможность гражданам все-таки приобретать тот транспорт, который они в состоянии купить исходя из своей покупательной способности.

Но в то же время приняты решения, согласно которым... и производители автомобильной техники за рубежом знают об этом, что эти пошлины будут дальше повышаться, и им выгоднее стало переносить производство на нашу таможенную территорию. Здесь, в России производить. Значит, сейчас у нас объявили о начале работы на российском рынке по сборке автомобилей пятнадцать крупнейших мировых компаний. Но это не просто автомобильная сборка. Я хочу обратить и ваше внимание на это, и всех других людей, которые интересуются этой проблематикой, правительство обуславливает и в этих договорах определенные вещи. Какие они - они специалистами называются локализацией либо уровнем локализации. Другими словами, это значит, что по мере производства и сборки автотранспорта в России часть узлов, агрегатов, деталей должна производиться в самой Российской Федерации на наших предприятиях. Как правило, в этих контрактах обговаривается, что это должно быть не менее 50 процентов. С выходом на 50-процентный уровень к определенному году. По факту, я думаю, что это будет больше 50 процентов. Поскольку экономика будет таковой, что выгоднее будет производить в России до 70 процентов комплектующих. А это, согласитесь, уже очень серьезно. Потому что это будет повышать и технологический уровень, культуру производства, и так далее, и так далее, и так далее. Это один путь развития автопрома.

Другой путь, по которому идут некоторые наши национальные компании. Они приобретают лицензии на производство. И уже тогда центр принятия решений, философия развития того или иного... той или иной машины, будет находиться в России. Если в первом случае производство здесь, политика развития, конечно же, останется в иностранных государствах, в иностранных компаниях, то во втором случае, при приобретении лицензии на отдельные виды машин, и производство здесь, и политика развития здесь. Вот по этим двум путям мы и будем двигаться. Я рассчитываю, что мы через несколько лет выйдем на уровень примерно двух миллионов автомобилей в год. И это будет хороший показатель, который позволит обеспечить все потребности нашего населения, растущие потребности населения.

Голусани Гарри, Набережные Челны: Здравствуйте, Владимир Владимирович. Я Голусани Гарри Ашотович, проживаю в Челнах более 30 лет, приехал сюда из Абхазии. Там у меня сегодня проживают родители, брат. Неделю назад я был там и не понаслышке слышал, что там напряженка. Значит, люди ждут войну. Нельзя ли Абхазию принять в состав России? Ведь с нами хотят быть и Южная Осетия, и Приднестровье. Значит, референдум проведен в Косово. Признали. А чем хуже Абхазия? Спасибо за ответ.

Путин: Правильно, вы уже неоднократно слышали, что я говорил по этому поводу, поэтому так, видимо, и сформулировали вопрос, Гарри Ашотович. Действительно, люди в Абхазии, Южной Осетии очень обеспокоены милитаризацией Грузии. И мы в России обеспокоены этим. Ухудшение российско-грузинских отношений связано именно с этим. Именно с попыткой или подготовкой возможного решения югоосетинской и абхазской проблемы силовым путем. Не думаю, что это пойдет на пользу. Если руководство Грузии решится на это, думаю, что это будет большой ошибкой и не пойдет на пользу грузинскому народу. Ни в коем случае нельзя допустить подобного развития событий. Если… если люди хотят жить между собой, то нужно использовать мирные средства, нужно находить пути согласия, пути компромиссов.

Что же касается принятия в состав Российской Федерации каких бы то ни было территорий, то, должен сказать, что мы не стремимся к тому, чтобы расширять нашу территорию. Даже после распада Советского Союза Россия остается самой большой страной в мире по территории. Нам своей территории достаточно. Но мы не можем допустить кровопролития в этом регионе. И все действия, кстати говоря, которые мы принимаем в отношении Грузии в последнее время, совсем не связаны с планами вступления в НАТО или чем-то еще. Это любое государство суверенное само определяет, как обеспечивать свою безопасность. Наши действия обусловлены только одним: стремлением предотвратить кровопролитие. Мы знаем предысторию этих отношений между народами Абхазии и Южной Осетии. Мы помним, что еще в 20-м году были совершены три карательных операции грузинскими вооруженными силами в отношении осетин. Это все тяжелая история, доставшаяся нам в наследство. Надо помнить об этом, знать это и действовать крайне аккуратно.

В международном праве есть некоторые противоречия. С одной стороны, говорится о необходимости соблюдения принципа территориальной целостности, и Россия придерживается этого принципа и в отношении Грузии, разумеется, и в отношении всех других стран. Есть и такое понятие в международном праве, как право нации на самоопределение. И это тоже есть. Поэтому, несмотря на эти противоречия, мы должны искать выход из этой ситуации. Но, конечно, мы будем внимательно следить за международными прецедентами. В том числе, и косовским.

Сабитова Алсу, Набережные Челны: Здравствуйте. Меня зовут Сабитова Алсу, я студентка третьего курса. Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, а почему мы продаем нефть, а не бензин? И почему цены на нефть... сейчас как бы нефть дешевеет, а бензин дорожает. И что с нами вообще будет, если нефть закончится? Спасибо.

Путин: Начну с последнего. Хочу обратить ваше внимание, так же как и всех других наших граждан, которых беспокоит чрезмерная зависимость наша от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего – от высоких цен на энергоносители: нефть, газ, уголь. Такая зависимость у нас пока очень большая. Вместе с тем, генеральной задачей нашей экономики является диверсификация ее, этой экономики. И правительство последовательно начинает решать эту задачу. Обращаю внимание на то, что создан Инвестиционный фонд, создан венчурный фонд, заработали высокотехнологичные зоны, дополнительные средства вкладываются в образование. Все это целенаправленные действия правительства, включающие в себя и налоговое регулирования, которые говорят о том, что центральные власти целенаправленно решают эту задачу. Кстати говоря, зависимость наша от высоких цен на нефть снижается, она большая, но мы уже заметили тренд снижения. Это очень хороший тренд. Это очень хорошая тенденция. Кроме того, у нас накоплены очень большие золотовалютные запасы, резервный Стабилизационный фонд правительства. Он как раз и рассчитан на то, чтобы в случае резкого снижения, что крайне маловероятно, цен на энергоносители в мире, все-таки мы смогли уверенно исполнять социальные обязательства перед нашим населением, перед людьми. Такая уверенность у нас сегодня есть.

Что касается реальных цен, они действительно высокие. И на нефтепродукты росли весь этот год, на 17 с лишним процентов. Очень высокий рост. Он, кстати, внес свой вклад в рост инфляции в стране в целом. Но он не только растет. Вот, в октябре по сравнению с сентябрем он все-таки снизился. Почему? Потому, что произошло снижение цен на мировых рынках. Все-таки Россия сегодня очень зависит от того, что происходит в мировой экономике, поскольку экономика наша является открытой и рыночной. Как видите, есть здесь и положительные моменты, потому что она становится более мощной, но есть и отрицательные. Правительство должно соответствующим образом реагировать, конечно, должно следить. Вот я уже, отвечая на вопрос - предыдущий вопрос по сельскому хозяйству, сказал и упомянул о том, что сейчас готовится решение по определенному перераспределению этих сверхдоходов в пользу сельхозпроизводителей. Вот таким же образом, конечно, правительство должно реагировать и на другие сферы, на то, что происходит в других отраслях, ну, скажем, в обороне. Там очень выросли расходы на ГСМ, в некоторых других отраслях. Нужно оперативно реагировать и все-таки влиять на ценообразование. Принято решение, что в следующем году акцизы не будут выше, чем в этом. Ну это уже внятное движение в этом направлении.

Андреева: Спасибо, республика Татарстан…

Панкратова (ведущая): У нас есть звонок из Татарстана, из Казани. Алло, мы вас слушаем.

Асия Булатовна, Казань: Алло, здравствуйте.

Панкратова: Здравствуйте, представьтесь.

Асия Булатовна: Здравствуйте, меня зовут Асия Булатовна.

Панкратова: Ваш вопрос?

Асия Булатовна: Здравствуйте, Владимир Владимирович.

Путин: Здравствуйте.

Асия Булатовна: Я хотела задать такой вопрос. Смотрите, за последнее время сильно выросло финансирование армии. Скажите, а для чего мы это делаем? И против кого мы собираемся воевать? Ведь с США у нас хорошие отношения.

Путин: Я не очень расслышал, как вас зовут. Яся Булатовна, по-моему?

Асия Булатовна: Асия Булатовна.

Путин: Асия Булатовна, вы знаете, так и хочется сказать, что очень трудно угодить всем. Потому что недавно вот на таких же мероприятиях я получал совершенно другие вопросы. Они звучали примерно так: "Когда же мы обратим внимание на армию, когда мы начнем финансировать армию, оснащать ее новой техникой, когда мы начнем решать проблемы социальные наших военнослужащих?" Но то, что вы сейчас задается именно такие вопросы, говорит о другой тенденции. В обществе стали замечать, что армия возрождается и что государство тратит на нее все больше и больше денег. Это так. За последние годы, с 2000 по 2005-2006 год, мы увеличили финансирование армии в три с половиной раза. И считаю, что это обоснованные траты. И скажу сейчас, почему.

Прежде всего, потому что армия, несмотря на то, что мы увеличиваем ее финансирование, она сокращается. И начиная с 1991 года по сегодняшний день ее численный состав сократился почти в три раза. Сегодня это 1 миллион 131 тысяча человек. Это не так много. И в целом крупномасштабные сокращения уже не планируются. У нас будут небольшие, при естественном убытии людей с военной службы, армия будет становиться еще более компактной и, надеюсь, более эффективной и более оснащенной. Наши расходы находятся на уровне примерно 2,6 процента к ВВП страны. Это примерно столько же, сколько тратят все страны НАТО. Но в абсолютных величинах это значительно меньше, чем другие страны. Я уже в послании этого года говорил о том, что по сравнению с Соединенными Штатами мы тратим в 25 раз меньше, чем они, в 25 раз. На следующий год запланировано в долларовом эквиваленте примерно 30 миллиардов. Это меньше, чем в Китае, там примерно 60 миллиардов, чуть больше, и меньше, чем во Франции, там 45 миллиардов. Представляете, диспаритет какой в финансировании.

Но мы исходим из того, что этого достаточно, потому что мы сможем опираться на военно-промышленный комплекс, который, слава богу, у нас сохранился, на новейшие достижения в этой сфере, на то, что наши ответы всегда будут эффективными и асимметричными. Мы сможем обеспечить при таком финансировании, безусловно, сможем обеспечить нашу безопасность в долгосрочной исторической перспективе, без всякого преувеличения. И мне в целом нравится, я доволен тем, как действуют в этом отношении и Генеральный штаб, и Министерство обороны. Потому что они исходят из потребностей ведомства, активно защищают интересы Министерства обороны, работают кооперативно с другими коллегами в правительстве, исходят из реальных возможностей экономики страны. При этом мы будем уделять внимание и решению социальных вопросов военнослужащих, самым главным из которых является не только повышение их уровня благосостояния, повышение денежного довольствия, но самая острая проблема - это жилищная. К 2010 году мы должны закрыть все проблемы, связанные с постоянным жильем, причем по нескольким направлениям будем действовать, и в 2012 году закроем проблемы со служебным жильем.

Андреева: Владимир Владимирович, мы благодарим вас за участие в нашей "Прямой линии". Мы благодарим также всех, кто сегодня с нами вместе проводил эту линию, всех людей, которые пришли к тем местам, где работали наши телевизионные передвижные станции, всех, кто связывался с нами через интернет, через sms-сообщения и принимал участие в этой программе. Спасибо большое.

Путин: Спасибо.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International