Директор и главный режиссер Качаловского театра Александр Славутский сегодня отмечает 70-летний юбилей

27 ноября 2017 г., понедельник

70-летие сегодня празднует художественный руководитель-директор Казанского академического русского Большого драматического театра им.В.И.Качалова, народный артист России, народный артист Татарстана, лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая, лауреат Премии Правительства России им.Ф.Волкова Александр Славутский.

Один из самых авторитетных театральных режиссеров страны почти полвека ведет успешную творческую деятельность и более 35 лет возглавляет театральные коллективы (работал в Чите и Ростове-на-Дону).

С 1994 года Александр Славутский - главный режиссер, а с 2007 года – художественный руководитель – директор Казанского академического русского Большого драматического театра им.В.И.Качалова. В течение последних десяти лет является редким по нынешним временам примером успешного сочетания административного и творческого руководства труппы. Именно при нём театру было присвоено почетное звание «Академический».

«В своем творчестве Славутский опирается на традиции вахтанговской школы с ее зрелищностью, иронией и техническим совершенством и в то же время умеет заворожить зал рассказанной историей, пробудить чувства, заставить плакать и смеяться», – пишет критик Н.Казьмина.

«Это театр, который слушает и слышит своего зрителя, учитывает его интересы, не отказываясь от эксперимента и постановки серьезных художественных задач, исподволь воспитывает тех, кто пришел в зрительный зал», - подчёркивает критик В.Федорова. 

В спектаклях Александра Славутского основной всегда остается гуманистическая линия, открывающая в человеке лучшие стороны его натуры. Клара Цаханассьян в «Визите дамы» предстает страшно одинокой любящей женщиной, Лиза в «Пиковой даме» в твердости характера и силе воли не уступает старой графине, а Мэки-Нож в «Трехгрошовой опере» временами непривычно лиричен.  Славутский не ограничивает себя рамками одного жанра и не боится их смешения. Театральная фантазия «Пиковая дама» пронизана реалистической правдой чувств, в гротескную трагикомедию «Визит дамы» вплетается мелодраматичная история любви, в тонком психологическом «Вишневом саде» танцы на балу вдруг оборачиваются сюрреалистическим видением, бродвейкий «Скрипач на крыше» построен на сочетании яркой жанровой составляющей мюзикла и психологически скрупулезно разработанных драматических сцен.

Александр Славутский первым в Казани поставил на сцене драматического театра мюзиклы, пользующиеся большой популярностью у зрителей, - «Скрипач на крыше» Д.Бока, Д.Стайна, «Трехгрошовая опера» Б.Брехта, К.Вайля, «Роковые яйца» М.А.Булгакова. По его инициативе в театре была создана инструментальная группа, с труппой работают хореограф и хормейстер.

Для спектаклей по прозаическим произведениям А.Я.Славутский сам создает инсценировки – самостоятельные драматургические произведения, в полной мере отражающие идею, стилистику, философию автора. Высокий художественный уровень спектаклей позволяет сохранять их в репертуаре в течение десятилетий, собирая полные залы.

 Александр Славутский убежден в необходимости продолжения лучших гастрольных традиций российского репертуарного театра.  Только за последнее десятилетие его спектакли с успехом прошли в Краснодаре (2007), Екатеринбурге (2008), Ульяновске (2009), Челябинске (2011), Йошкар-Оле (2012), Сочи (2013), Ярославле (2013), Сургуте (2013), Уфе (2014), Чебоксарах (2014), Ростове-на-Дону (2016). Гастрольная афиша ежегодно включает в себя не менее семи спектаклей. 

Театр – участник Международных и Всероссийских фестивалей в Самаре (2007, 2013), Хельсинки (Финляндия, 2008), Пазарджике и Благоевграде (Болгария, 2009), Санкт-Петербурге (2009), Москве (2010), Анкаре (Турция, 2010), Тамбове (2010), Черкассах, Херсоне, Киеве, Одессе (Украина, 2011), Брно (Чехия, 2014), Марселе (Франция, 2015, 2016).        

Отзывы о творчестве А.Я.Славутского неоднократно выходили в российских и зарубежных СМИ, среди которых газеты «Культура», «Театральное дело», «Либерасьон» (Марсель), «Прованс» (Марсель), «Битольский вестник» (Македония), «Деловой Петербург», «Театрал», «Труд», журналы «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Петербургский театральный журнал», «Театр». О его спектаклях писали такие театральные критики как Н.Казьмина, А.Иняхин, Г.Демин, А.Томская, Н.Старосельская, Б.Любимов, М.Фолкинштейн, Н.Жегин, Л.Лебедина, В.Федорова, журналисты региональных изданий в российских городах. 

24 года работы Александра Славутского в одном из старейших театров России, отметившем в 2016 году свой 225-летний юбилей, стали периодом творческого расцвета, неизменного роста интереса зрителей, внимания профессионального сообщества, грамотного менеджмента и успешных финансово-экономических показателей.          

Важной заслугой Александра Славутского как художественного руководителя театра является и его целенаправленная работа по формированию труппы, которая на сегодняшний день – пример слаженного ансамбля ярких индивидуальностей разного поколения.    Серьезное внимание А.Я.Славутский уделяет подготовке творческой молодежи. По его инициативе при театре были выпущены  два актерских курса РАТИ (ГИТИС), выпускники которых в настоящее время в числе ведущих артистов театра, в том числе три заслуженных артиста РТ, один народный артист РТ.

А.Я.Славутский известен своей активной общественной деятельностью. Является Депутатом Государственного Совета РТ V созыва,  членом Комиссии при Президенте РТ по Госпремиям имени Габдуллы Тукая, дважды избирался членом Общественной палаты Республики Татарстан, в течение восьми лет был Секретарем Союза театральных деятелей России, представителем СТД РФ в Приволжском федеральном округе. 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International